Надежность и долговечность будущего бетонного сооружения напрямую зависит от качества опалубочной системы. Если выбрать неподходящий тип опалубки или допустить ошибки в ее установке или демонтаже, монолит будет с дефектами. Наплывы бетона, гравелистая поверхность, трещины могут стать поводом для недопуска объекта в эксплуатацию.
В статье рассмотрим основные ошибки при использовании опалубки, а также дадим рекомендации, как можно их избежать.
Выбор вида опалубочной системы
Чтобы правильно подобрать опалубку, необходимо ознакомиться с основными ее видами. Она бывает съемная и несъемная. Первая — многоразовая, бывает следующих видов:
- Крупнощитовая — используется для возведения стен, фундаментов и целых помещений крупных бетонных объектов — многоэтажных жилых домов и коммерческих зданий, а также строительства тоннелей и мостов. Имеет большие размеры и вес, монтаж осуществляют с помощью специальной грузоподъемной техники.
- Мелкощитовая — представляет собой систему из щитов небольшого размера до 1000 мм в ширину и 3000 мм в высоту. Подходит для возведения различных объектов в частном строительстве и некрупных строений коммерческого назначения, а также бетонных шахт и ригелей. Имеет относительно небольшой вес и устанавливается без привлечения спецтехники.
- На телескопических стойках — применяют для создания горизонтальных перекрытий и объектов со сложной конструкцией высотой до 80 м. Легко монтируются и имеют высокую несущую способность.
- Опалубка колонн — в зависимости от формы различают системы для возведения квадратных, прямоугольных и круглых колонн различной ширины и высоты.
Несъемная опалубочная конструкция является функциональной частью будущего монолита и используется для создания небольших стен и фундаментов.
Чем чреваты ошибки при выборе опалубки?
Применение неподходящего вида опалубки может обернуться различными проблемами:
- разрушением опалубочной конструкции от повышенной нагрузки во время заливки;
- несоответствием фактических геометрических форм готового монолита заявленным;
- дефектами бетонной поверхности в виде выбоин, трещин, отслоений;
- финансовыми убытками от покупки ненужного оборудования;
- невозможностью сформировать бетонный элемент необходимой формы.
Чтобы избежать подобных неприятностей, выбирайте вид опалубочной системы в процессе проектирования объекта согласно типу и размеру будущего монолита. Выгоднее всего брать опалубку в аренду — без лишних финансовых вложений вы получите в пользование необходимое оборудование с доставкой на стройплощадку.
Ошибки при установке и демонтаже опалубочного оборудования
Неправильная установка и демонтаж опалубки могут привести к ухудшению качества бетонной постройки, а также к поломке составляющих — замков, щитов, стоек.
Ошибки при установке опалубочной системы
Частыми ошибками при выборе и монтаже опалубки являются:
- нарушение технологии сборки — если нарушать рекомендации по установке и использовать неподходящий инструмент, то опалубочная система не будет иметь нужную форму и монолит получится с дефектами;
- отсутствие подготовительных работ — необходимо ознакомиться с местностью, на которой будет возводиться монолит. Внимательно изучите состав и подвижность грунта, особенности рельефа, прилегающие коммуникации, чтобы не возникло сложностей с установкой;
- использование некачественных материалов — древесина, металл для щитов, а также крепления низкого качества не способны выдержать большие нагрузки, что приведет к деформации или разрушению опалубки. Используйте материалы, которые прописаны в проектной документации;
- экономия на креплениях — снижение количества замков, неправильное соединение щитов чреваты протечками раствора, частичным или полным обрушением конструкции.
В процессе заливки цемента контролируйте состояние опалубочного оборудования, чтобы предотвратить протечку раствора и повреждения конструкции от высокой нагрузки.
Последствия неправильной распалубки
Согласно требованиям СНиП распалубку осуществляют при видимых отхождениях щита от бетона — это значит, что лишняя влага ушла и раствор затвердел до необходимой прочности. Если начать демонтаж конструкции раньше, то монолит треснет, ухудшатся параметры прочности и сооружение быстро разрушится.
Также от неаккуратной разборки опалубки могут возникнуть:
- сколы на бетонной поверхности — от сильных механических воздействий откалываются фрагменты бетона, исправить дефект можно повторной заливкой раствора в соответствующую область;
- деформации щитов — небольшие трещины фанерных палуб можно устранить с помощью специальной затирки, крупные требуют замены листа;
- поломки замков — сильные механические воздействия, например, удары молотком, могут обломать крепления, что приведет к дополнительным денежным тратам.
Чтобы опалубочная система служила как можно дольше, тщательно очищайте ее от остатков цементного раствора после демонтажа и обрабатывайте специальными растворами в процессе хранения.
Чем опасно нарушение условий хранения и транспортировки опалубки?
Нарушение правил хранения и перевозки может привести к порче дорогостоящего оборудования — трещинам и вздутиям на палубах, коррозии металлических элементов. Вследствие чего понадобится дорогостоящий ремонт опалубки или ее полная замена.
Чтобы опалубочное оборудование прослужило долго, учитывайте:
- место складирования — для долгосрочного хранения опалубки необходимы специальные навесы или закрытые помещения. Временное хранение осуществляют на возвышенном участке строительного объекта, где нет большого скопления атмосферных осадков;
- условия хранения — чтобы уберечь опалубочное оборудование, элементы обрабатывают специальными составами: металлические — антикоррозийными, деревянные — водоотталкивающими;
- способ укладки — не допускается хранение опалубки на грунте: оборудование размещают на бетонной поверхности или деревянных брусах. Хорошую циркуляцию воздуха обеспечивают, устанавливая между щитами строительные доски.
Если планируете хранить щитовое и блочное опалубочное оборудование больше года, необходимо рассортировать его по размерам и маркам.
При транспортировке опалубки руководствуйтесь следующими правилами:
- выбирайте специальное транспортное средство, способное выдержать высокие нагрузки;
- щиты укладывайте в стопку, вплотную друг к другу, надежно фиксируйте мягкими ремнями;
- распределяйте оборудование по всей площади, чтобы не допустить перевеса транспортного средства;
- крепежные и другие мелкие элементы для сохранности перевозите в мешках, пакетах.
При должном уходе оборачиваемость металлических палуб, в зависимости от класса, составляет 100–400 циклов, фанерных — 30–80 циклов.
Выбирайте также опалубку колонн Гамма.